23 нояб. 2011 г.

Tegula, terra cotta и tomettes


Да, плитка и мозаика — родные сёстры, и узнаваемые черты одной то и дело появляются у другой. Когда некто выложил пол разноцветными камнями, раковинами или черепками — это была плитка или мозаика? :)

Усилием воли отрываю себя за уши от мозаики и возвращаюсь к вавилонской плитке. Той самой, которая вся такая из себя бирюзово-лазоревая и покрыта толстенным слоем глазури.


В VI веке до н.э. делали так: из сырых плиток выкладывали "фон" (что-то вроде холста), на котором рисовали цветными глазурями общий узор и отпечатывали общий рельеф.  Эта хрестоматийная картинка если не в деталях, то в общем и целом отражает идею. »»


Позже придумали мозаичную плитку: из маленьких плиток набирали узор, который потом заливали гипсом, — вполне себе узнаваемый современный "ковровый" метод! — а потом использовали полученные панели. Эта техника получила название зелижу (марокканская мозаика), вот как выглядит процесс её изготовления:


Из глины вручную лепили квадратные пластинки, обжигали их (но не до каменного черепка), окрашивали и покрывали глазурью. А уже после этого вырезали из них хитроумные фигуры и составляли затейливые орнаменты, которые потом заливали глиняным раствором (или алебастром).

Изощряться в декоративных приёмах можно было бы до бесконечности, но в восьмом веке во время реконкисты католические монахи выведали у мавров секреты арабской керамики, так родилась "аристократическая испанская плитка". »
 

Церковные керамические фабрики в течение столетий свято хранили тайны ремесла. Поэтому и сегодня испанская керамическая плитка — одна из лучших. »


Это испанская плитка в апартаментах Борджиа в Ватикане, XV век. » Прошло пять столетий, но как она похожа на арабскую! или китайскую династии Мин. Глазурь истёрлась, но всё те же вполне узнаваемые бирюзово-лазоревые узоры, что и пять веков до нашей эры. А вот эту плитку Колумб использовал в качестве балласта во время плавания к Новой Индии. »


Не менее испанской стала потом известна и португальская плитка, азулежу, — её колоритное название не случайно похоже на "зелижу": король Мануэль I, живший в XV веке, был настолько очарован отделкой Альгамбры в испанской Гранаде (дворцом, построенным арабами), что купил партию мавританской плитки для украшения дворца в Синтре. »»»


Так португальская плитка стала керамическим брендом. »»

Особенности технологии ранних азулежу были в их схожести с зелижу: из плитки нарезали кусочки, выкладывали из них панно, которое потом скрепляли глиняным раствором и так далее. Эти панели были очень хрупкими и во время перевозки повреждались, для устранения дефектов их всегда сопровождал мастер. Это было хлопотно и дорого.

Поэтому следующий этап эволюции азулежу заключался в отказе от аппликации, плитки стали расписывать. Но водорастворимые керамические краски того времени смешивались между собой во время росписи и обжига, рисунок получался смазанным и некрасивым.

Тогда стали в поверхностном слое плитки делать тонкие бороздки, их заполняли смесью льняного масла и марганца — таким образом получался "барьер", не позволявший краскам смешиваться и выгоравший во время обжига. Вроде бы этот приём назывался техникой "сухой верёвки" (cuerda Seca).

Наконец, на следующем этапе появились краски, которые уже вели себя более предсказуемо, и обводка стала не нужна. Плитки просто расписывались и отправлялись на повторный обжиг. Да, ещё иногда им придавали рельеф, для чего сырые плитки прессовали в металлических или деревянных формах. Так получались рельефные азулежу.

Вслед за Португалией плитка завоевала Голландию, Италию, Англию... и дальше уже перечислять её "победы" не имеет смысла ». Постепенно стала очень модной сине-белая гамма из-за её схожести с китайской керамикой династии Мин. »


Увы, мне так и не удалось сосредоточиться только на напольной плитке. :( Возможно, такое желание изначально было ошибочным — одна и та же керамика зачастую использовалась для отделки и полов, и стен.

И всё же я полюбопытствую, какую ещё плитку использовали для покрытия полов — ведь были и другие, не столь изысканные способы её декорирования. :))) Особые восторги у меня вызвала английская напольная плитка. » »»» »




Да, картинок получается слишком много, но как удержаться? А вот целое напольное "послание" — текст "Ave Maria", набранный из плиток с оттисками букв: »


Всё это XIII-XVI век, для отделки домов простых горожан плитку часто лепили просто руками, и весь дизайн сводился к вариантам её укладки — ортогональной сеткой, ёлочкой, квадратами или кирпичной кладкой. Это плитки terre cuite (обожжёная земля and tomette (помидоры, да!) — они очень схожи, различие между ними, пожалуй, только в том, что тометы шестигранной формы. »»


На этом импровизированный экскурс в историю плитки я считаю законченным. Осталось только познакомиться с современными тенденциями в дизайне и сугубо техническими характеристиками напольной плитки, но это уже в следующий раз. :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий